9.
В Москву пришла жара. Летняя, душная. Испепеляющее солнце заключило
союз с неуспевшими полностью отработать свою смену майскими грозами и
ливнями. И принялись они совместно пугать своими появлениями честных
(и не всегда честных) жителей столицы. То по очереди придут, а то и
вместе в гости заявятся. Вот, например, отправился ваш непокорный
слуга с перрона "Выхино" в центр Москвы при палящем солнце, а на
внешней части переезда "Текстильщики" - "Волгоградский проспект"… тоже
светило солнце… первую треть пути. На второй трети начался ливень. На
третьей же проход вагона был полностью залит водой, настолько, что все
пассажиры спрятались по углам и вздохнули с облегчением, когда поезд
вновь въехал в туннель. Впрочем, до этого, безусловно радостного
события, случилось другое - примечательное, но необъяснимое.
Итак, вы, конечно, знаете, что у всех окон бывают форточки. Точнее не
у всех, но опустим пока эту подробность, ведь над пассажирскими
местами в метро такие присутствуют и в это время года полностью
открыты. Что, при описанных выше метаморфозах, может приводить к неким
казусам. Один из них и произошел. Через две, расположенные друг против
друга, форточки в вагон ворвалась дождевая вода.
Девушка, сидевшая под одной из них тут же поднялась и форточку эту
закрыла, а вот молодой человек с Пратчеттом в руках этого не сделал
даже тогда, когда его той водой начало заливать. Лишь боязливо
поглядывал наверх и пытался уклониться от подчиненной скорости потока
тонкой струйки воды. Причем, сидевшие рядом с ним пожилой мужчина и
молодая женщина не сделали того же.
Он отодвинулся подальше, она предпочла встать и отойти в пустующий
угол вагона, но никто так и не сделал самого простого из всех
многочисленно-возможных действий по странной причине - несовершения
этого действия лицом, наиболее в нем заинтересованным.
Но кто-нибудь поймет, кто-нибудь дойдет, кто-нибудь услышит
Кто-нибудь рискнет, кто-нибудь возьмет, кто-нибудь допишет
Кто-нибудь найдет что-то для себя, кто-нибудь на свете
Всюду на земле в каждой голове дует тот же ветер…
… любил напевать себе под нос мой старый знакомый, после чего повторял
сакраментальную фразу: "Уникальные вы мои… Люди все одинаковые - одна
голова, две руки, две ноги и т.д. Мыслим одинаково… Ну мальчики и
девочки различаются, а так все одинаково и серийно, словно конвейер".
Никак не мог он уяснить, что даже сходящая с конвейера продукция из
одной и той же "серии" разная. Несмотря на одинаковые элементы и
однотипность сборки каждый элемент серийной продукции индивидуален,
потому и не удается установить точные коэффициенты для производства -
всё приблизительно.
10.
Вы никогда не задавали взрослым вопросов из тем сочинений для детей?
Попробуйте, это может оказаться интересным. Заменяя преподавателя
русского языка в одном российском ВУЗе, я дал студентам задание:
ответить на вопрос "Как сделать всех людей на земле счастливыми?"
Обычная тема школьного сочинения не старших классов, лишь отчасти
перефразированная.
Результаты этого опыта превзошли все мои ожидания, а наиболее поразил
ответ одного из учащихся, который и перечитывал по пути домой. "Как
сделать людей счастливыми? Что же... интересный вопрос. Думаю, не
стоит доказывать - самостоятельно человечество счастливым стать не в
состоянии. Каждый индивидуум вполне способен устроить свое личное
счастье. Более того, он может быть абсолютно счастлив!!! И для этого
не обязательно сходить с ума. Верный любящий супруг, что, правда,
редкость, прекрасные, здоровые дети, обеспеченная жизнь, добрые
друзья. Этого вполне достаточно человеку скромному для абсолютного
счастья. Однако, даже если допустить, что все люди на земле одинаково
скромны, всем познать абсолютную радость не удастся: несчастная
любовь, трагическая случайность, даже неумение готовить помешают
этому. Вот и получается - самостоятельно, по одиночке, человечество
счастливым никогда не станет.
Рассмотрим другой вариант - люди управляют людьми с целью сделать их
счастливыми. Что же тогда этим управленцам необходимо? Во-первых,
сплотить, собрать воедино всех жителей планеты, чтобы никакие, ни
культурные, ни иные ценности их не разделяли. Для этого потребуется
либо тысячелетия медленной и кропотливой работы, которая может быть
перечеркнута даже малейшей неточностью со стороны одного из
управляющих, или банальное завоевание. Но мы-то хотим осчастливить
людей, а вместо этого убиваем. Это не выход. Тогда как? Через
воспитание, нормы общественной морали. Допустим, у вас есть миллионы
добрейших воспитателей, учителей, преподавателей (это практически
невозможно - но допустим подобное) они учат сотни миллионов детей.
Силой власти уберем с экранов телевизоров насилие, эротику. Что мы
получим? Все ту же несчастную любовь, все те же случайности... И снова
абсолютно всех счастливыми сделать не получится. Многих - быть может,
но не всех... К тому же остается вопрос о добрых воспит
ателях...
И, наконец, третий вариант. Вы - Бог! Вы можете все! И вам надо решить
ту же задачу. Как это сделать существу всемогущему? С одной стороны -
это очень просто, с другой - невозможно. Дай человеку что он хочет - и
он будет счастлив - вот она - простейшая формула. Но получив, человек
захочет еще. А когда таких шесть миллиардов? Бог дал всем этим людям
то, что они просили, но они захотели большего, а ведь люди в
большинстве своем просят материальных благ. Останутся богачи и
бедняки, останется принижение одних за счет других. Сравнять всех в
правах и возможностях?
Кое-кто этого и пожелает, но подобное противоречит желаниям других.
Это принесет горе, страх и несчастье одним лишь простым делением.
"Отобрать и поделить!" - знакомая формулировка, не правда ли?!!
Что же, вот три варианта. Один человек не сможет сделать счастливым
человечество, группа людей не обеспечит своими стараниями того же, и
даже всемогущий Бог не сделает этого.
Заинтересовавшись ожидаемыми, но от этого не ставшими менее
оригинальными, выводами, я поделился уже собственными соображениями со
знакомым. Математиком по профессии и философом по призванию.
Вместе мы поставили задачу:
Дано: 500 лет!
Задание: Сделать человечество счастливым!
Для этого необходимо:
1. Сделать счастливым каждого конкретного человека.
2. Сделать счастливым сообщество людей.
Для первого пункта требуется:
- лишить человека животных инстинктов;
- лишить человека способности чувствовать, ощущать и понимать любовь,
оставив при этом остальные способности;
- для выполнения предыдущего пункта требуется способность управлять
людьми, их чувствами и их собственным пониманием происходящего;
- исключить из жизни человека несчастья, катастрофы, случайности, для
чего потребуется: сократить жизнь каждого индивидуума до 30-40 лет
(уход от кризиса среднего возраста и старения); обеспечить его
(человека) воспитание в строгих рамках общества, так как любой выход
за рамки воздержания потенциально способен принести агрессию,
последняя, в свою очередь, как минимум, породит неудовлетворенность,
что, в свою очередь, не может сочетаться со счастьем, и тогда агрессия
станет причиной трагических случайностей, катастроф и, как следствие,
несчастий;
- обеспечение воспитания достигается "миллионами ДОБРЫХ учителей";
- исключить из жизни каждого человека предания веков - ибо история, в
основном, описывает войны и трагедии, пусть и со стороны победителей
(достижение - см. предыдущий пункт).
Для второго пункта требуется лишь одно:
- объединение общей целью, идеей в сочетании с созданием абсолютно
счастливого человека.
Способ осуществления:
- абстрактную, логически безупречную цель теоретически может придумать
выдающийся человек или группа подобных;
- отнять способность любить технически нельзя, не превратив человека в
зомби. Допустим, есть возможность "касаться" человеческой сущности и
исправлять ее. Так решается вопрос с историей, понятиями "любовь",
"страх перед смертью" и с нахождением миллионов тех самых учителей.
Коснуться сущности детей подобным образом, значит, по сути - лишить их
детства, это само по себе является несчастьем;
- сокращение жизни человека можно обеспечить войнами, которые
недопустимы из условия задачи. Строгое соответствие возрастному
"цензу" можно достичь вирусом, причем лишающим жизни мгновенно и без
боли (ибо страдание и боль - несчастье);
- уничтожение тех, кто делал людей счастливыми, ибо неравенство
порождает несчастье. Допустим, эти пункты выполнены, хотя уменьшение
временного жизненного промежутка даже отдельной личности -
преступление перед человечеством. Но счастливое человечество не
просуществует долго по той простой причине, что управление
человечеством как "счастливым сообществом" невозможно осуществить
счастливым человеком, ибо это принесет данной личности проблемы,
озабоченность, а следовательно - недовольство и несчастье. И это будет
уже не абсолютно счастливый человек, а из условия задачи следует, что
и все человечество в таком случае не будет счастливым.
Итак, управление группой счастливых несовместимо с личным счастьем.
Компьютерное управление неосуществимо по причине своей излишней
жестокости, так как предусмотреть абсолютно все ситуации и особенности
даже самый мощный, из созданных в будущем РС, не способен, а значит,
не будет абсолютно справедлив. Требуется группа лиц, сделавшая
человечество счастливым, но их наличие приводит к неравноправию и
несчастью.
Вывод: задача не имеет решения.
То есть человечество невозможно сделать абсолютно счастливым, как и
одного абстрактного человека (здесь перечеркивает все старания
одиночество). Счастливыми можно сделать группу лиц (при условии
существования "любви", чаще всего называемую семьей - быть может на
уровне интуиции эти рассуждения в нас заложены, раз мы сами в
определенном возрасте стремимся к созданию семейного очага? Величайшее
добро в виде создания счастливого человечества неосуществимо, и может
быть лишь относительно величайшим
- через создание АБСОЛЮТНО ДОБРОГО человечества.
Поскольку добро в отличие от счастья теоретически может
распространяться на всех.
Моя станция…
НАЗАД
|